Рецензия на книгу Музыка слов

  ПОЭТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ 

 

Ничто так не радует нашу душу в повседневности, как хорошая поэтическая строка, красивый поэтический образ, острое поэтическое слово. Моряк предан морю, лётчик – небу, землепашец – земле. У поэта своя стихия. Он предан Музам, творчеству. Самая высшая цель его – хорошие стихи. Поэтические упражнения с юношеских лет свойственны почти любому человеку – особенно человеку русскому, но с годами приходит понимание, что это только хобби. А профессиональная поэтическая работа начинается только тогда, когда в человеке укореняется чётко и устойчиво: - Это мой путь! Это моё призвание! Это моя судьба! И совсем не важно, когда эта истина придёт к человеку – в юности или в зрелые годы. Главное – осознание своего поэтического потенциала и точное знание того, что его стихи нужны людям. Все эти мысли приходят, когда знакомишься со стихами Екатерины Кириловой. Чувствуется, что она твёрдо и уверенно шагает по своей поэтической тропе, уверенно идёт к новым высотам художественного мастерства. В её творчестве радует одухотворенность и поэтическая эмоциональность. Это ярко проявляется, когда читаешь её стихи о Великой Отечественной войне: стихи излучают женское, материнское отношение к миру без насилия и без человеческих жертв. Мера добра в её стихах беспредельна. В творчестве Екатерины большое место занимаетлирика. И уже это отрадно, ибо стихи о любви в наше время отошли на второй план. Любовь – это часть души каждого из живущих в этом мире, добрая нежность друг к другу – вот её основной канон! Её стихи разные, но всегда искренние, не побоюсь сказать, интеллектуальные. Очень часто Она умеет находить яркий образ, который становится центром стихотворения, этой краткой формы литературного произведения. И работая с этим образом, Екатерина, как скульптор, отсекая всё ненужное малозначительное, оставляет главное! Вижу, как работая над словом, формой, образом, Екатерина Кирилова жадно ловит каждое слово болееопытных мастеров пера. И, выпуская свой новый сборник, она по праву может полагать, что ею сделан очень существенный шаг к вершине поэтического мастерства. И это тот шаг, после которого любителя поэзии можно назвать состоявшимся поэтом! 

Петров Николай Иванович,ответственный секретарь Ленинградскогообластного отделения Союза писателей России, член правления Союза писателей России,генерал-лейтенант запаса  

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА СТИХА 

 

Поэзия – это безбрежный океан. Океан человеческих чувств, эмоций, мыслей. Как и в настоящем океане – здесь огромное число течений, потоков, устремлений…  Но главных течений – три: Поэзия классическая, Поэзия модернистская, Поэзия песенная. Классическая поэзия – от античности до нашего времени – несокрушимо и незыблемо сохраняет свои устои и постепенно, не торопясь осваивает новые территории и технологии. Поэзия модернистская – ищущая, авангардная – рвётся "поперёк батьки в пекло", что-то рвёт в клочья, что-топереворачивает с ног на голову, что-то, изгаляясь над поэтическими канонами, доводит до абсурда или до абстракции. А вот Поэзия песенная – она ходит под ручку с музыкой и с ритмом. Она барышня покладистая, старается подстроиться под своих кавалеров, но всегда держит их в узде и особенно разгуляться им не даёт. Песенная поэзия не так уж богата на великие изыски, т.е. не пытается разговаривать с нами сочленением нескончаемых образов, не забивает нам голову сложными поэтическими конструкциями, но обязательно попробует вылепить Образ живой, зримый, эмоциональный. Возьмите хотя бы три великие песни: "Широка страна моя родная" - сплошь газетные лозунги; "Выходила на берег Катюша" - простые разговорные фразы;" Тёмная ночь, только пули свистят…" – незатейливое перечисление военных реалий.  Да! Но ведь это великие песни и на каком-то простом языке они на пару с музыкой совершают чудо создания  Её величества Образа. В стихах Екатерины Кириловой я увидел способности выкристаллизовывать из простых человечески-обиходных фраз, из незатейливой бытовой речи – песенный поэтический монолит – образ. Из глубины её поэтического естества – песенная поэзия рождается как бы сама собой легко и свободно, как дыхание! Но за этой лёгкостью вдруг обнаруживается такой поток энергии, такая музыкальность и напевность, что сразу появляется желание сделать песню на её стихи. Композиторы всех уровней, читая что-то из стихов Екатерины, тут же начинают писать музыку. И таких песен у неё уже много. Да, музыкальная энергетика стиха – это одно из главных условий для создания хорошей песни. Пожалуй, высочайшим образцом такой музыкальной эмоциональности у нас в Санкт-Петербурге обладает, на мой взгляд, ещё только один поэт – Борис Орлов. Как жаль, что он не выходит пока что на песенную территорию нашего родного города, певучего и понимающего толк в хорошей песне. Екатерина Кирилова включила в свой сборник значительное число песенных текстов, не боясь, что кто-то из собратьев-поэтов попрекнёт её в этом…  Она идёт на определённый риск, но в этом и сказывается её чёткая творческая позиция. Она вообще поэт не только огнеустойчивый, но и, безусловно, (если можно так сказать) породистый: тема любви – вот основная магистраль её  передвижения. И ей не страшны на этом пути ни бездорожье, ни распутица, ни нападки любого рода… Любовь – это редкая сестра Добра. У них есть ещё сестра – Мудрость и, несомненно, эта звёздная тройкавытягивает нас из той колеи, где угнездились: нищета, несправедливость, непорядочность, душевная чёрствость икриминальные зверства… Да, Любовь – это тот волшебный Конёк-горбунок, который подчинится не каждому, но таким добрым, романтическим поэтам, как Екатерина Кирилова он служит верой и правдой и, значит, разлетятся над нами по небухорошие песни на стихи Кати. Порой иногда я могу заметить какие-то шероховатости в её песенных стихах, но мастерство высшей аттестации ещё придёт к поэтессе! Но главное, я не вижу у неё ни малейшего следа неискренности, равнодушия, небрежности, скудоумия… Уверен, что через какой-то отрезок времени список ведущих поэтов-песенников пополнится новым именем,  сейчас хочу поддержать Екатерину Кирилову добрым словом и пожеланием – не бросать песенную поэзию. 

Александр Лобановский
Солнечный бард России
Профессор искусствоведения и культурологии
Академик АРСИИ

Назад к книге Музыка слов

Права на все произведения, представленные на сайте, принадлежат их авторам.
Незаконное использование текстов преследуется по закону.

Вход  
Rambler's Top100